Институт современных информационных технологий в образовании

Не уставайте делать добро - Жакшылык жерде калбайт

Интервью с известным человеком


boris_h

Борис Хамитович Кубаев, действительно известный человек. В системе профессионального образования он работает почти полвека. Его высокие организаторские качества известны в Кыргызстане и за его пределами. Основную часть своих трудовых лет Б.Кубаев отдал Кыргызскому государственному университету им. Ж.Баласагына. В течение трех лет был заместителем министра образования, курируя высшее образование и науку. В последние годы возглавляет негосударственный вуз — Институт современных информационных технологий в образовании (ИСИТО). Доброжелательный, трудолюбивый, веселый человек. Коллеги, вполне справедливо, называют его — созидатель. Думаем, что вполне оправданно, наше желание поговорить именно с Кубаевым Б.Х. о проблемах современного профессионального образования и что ожидает его в обозримом будущем.

Корреспондент:
— Итак, Борис Хамитович, Ваше мнение о со-стоянии современного профессионального образования в Кыргызстане?

Профессор Кубаев Б.Х.:
— Прежде всего, позвольте скорректировать Ваш вопрос — не просто профессиональное образование, а образование вообще. Еще с советских времен Кыргызстан унаследовал мощную систему школьного и профессионального образова¬ния. Что удалось сохранить? Саму систему, а вот ее качественные обновления носят фрагмен-тарный характер и эпизодические проявления.

Корреспондент:
— А в чем это проявляется и что надо сделать, чтобы повлиять на уровень качества образования?

Профессор Кубаев Б.Х.:
— Вопрос, скажем, прямо глобального характера, и тем не менее свою точку зрения, никому ее не навязывая, я постараюсь изложить.
Первое — надо изменить систему управления образованием, при этом разделив управление школьным образованием и управление средним и высшим профессиональным образованием. Ныне существующая система не позволяет Ми-нистерству образования, да еще и науки эффективно и качественно управлять этими сложней¬шими системами. Посудите сами, более 2200 средних школ, более 110 средних и 53 высших профессиональных учебных заведений. К этому добавьте еще и вузовскую науку. Естественно, Министерство образования и науки, даже если искренне пожелает не справится с этой махиной со своим штатным расписанием в 70 с лишним человек, тем более, нередко туда попадают далеко не подготовленные профессионалы-управленцы. Кстати, их тоже надо готовить, прежде чем допускать к управленческим функциям государственного масштаба. В стране все изменилось: общественно-политический строй, эконо¬мическая система, нравственные идеологические ориентиры и т.д. А в системе образования, архаичные кадровые структуры управления в виде районных отделов, к которым все привыкли обращаться как к некоему второстепенному явлению. Думаю, их деятельность будет эффективнее, если они станут одними из ведущих отделов или секторов районных акимиатов. Не надо чураться или пугаться разделения ныне суще¬ствующего Министерства образования и науки на два Министерства — Министерства средних школ и Министерства высшего и среднего профессионального образования. Такой шаг не потребует большого количества новых штатных единиц, но сделает их работу более предметной.

Корреспондент:
— Уважаемый профессор, а как Вы оцениваете качество обучения, будь-mo в школе или вузе?

Профессор Кубаев Б.Х.:
— Надо честно признать — между тем, что мы имеет и тем что объективно необходимо, к сожалению большие ножницы. Везде «свирепствует» стремление «сдать», а не знать. Огромная роль будь-то в школе или вузе принадлежит учителю. Верно в народе говорят — «У хорошего учителя не бывает плохих учеников», но хороших учителей надо готовить, а у нас не по названию, не по качеству деятельности нет ни одного высшего учебного педагогического заведения. Без педагогизации учебного процесса во всех учебных заведениях, глубоко сомневаюсь, что можно ожидать массового улучшения качества подготов-ленности выпускников школ и профессиональных учебных заведений. В советское время (хотя на это и косо смотрят) из 11 вузов — 5 были педа¬гогические, а сейчас из 53 вузов — ни одного такового. Конкретно предлагаю, именно под эгидой государства, объединить Академию образования и еще три вуза разного профиля и создать главенствующий педагогический вуз Кыргызский государственный педагогический университет со своими филиалами в областях. Убежден, при продуманном рациональном подходе, такая реорга¬низация не потребует больших финансовых вливаний, но полностью изменит картину в сторону количественного и качественного роста подготовки учителей.

Корреспондент:
— Уважаемый профессор, а что Вы скажете насчет других аспектов повышения качества подготовки кадров?

Профессор Кубаев Б.Х.:
— Их много, начиная от издания необходимого количества качественных учебников для школ, усиления роли самого учащегося или студента в активной позиции на занятиях, т.е. уроки в школе или занятия в вузе должны с первого дня ориентироваться на развитие мышления, умение поиска знаний. Я для ясности здесь приведу народную мудрость — «Ученику надо давать не рыбу, а ученику надо давать удочку». Только при этой методике мы будем иметь не всесторонне недоразвитых выпускников, а пытливых выпускников, находящих для себя самые различные приемы обладания знаниями от поэтических строк до сложнейших уравнений. И не надо заниматься стенаниями — сейчас другие ценности. Мы своих ценностей не теряли, нам просто подсунули другие ценности и значительная часть молодежи клюнула, перепутав слово «цивилизация» со словом «канализация». Поэтому на уровне начальных классов, средней шко¬лы, колледжей, техникумов, а тем более вузов надо законодательно закрепить воспитательный процесс наравне с профессиональными заняти-ями. Если мы будем в выпускнике терять доброго, честного, порядочного человека, мы потеряем и специалиста. Не может быть хорошего профессионала, но паршивого человека в одном лице. Здесь не только образовательные учреж¬дения, но и огромную роль играют и средства массовой информации. К сожалению, значительная, а может и большая часть СМИ размножает, тиражирует всякие книжки, видеофильмы, слайды, диски со всем тем, что отравляет природу нормального Человека.

Корреспондент:
— Уважаемый Борис Хамитович, интервью подходит к концу, но не могу не задать следующий кричащий вопрос. На самых различных уровнях, в обществе, в социальных сетях муссируется вопрос об излишне большом количестве профессиональных учебных заведений. А какова Ваша позиция?

Профессор Кубаев Б.Х.:
— Я не слышу этих воплей, потому, что ни один носитель идеи не внес ничего конкретного, кроме одной истертой мысли — «закрыть!» Надо мозги напрягать (если они есть) не в части «закрыть» или «открыть», а в части уровня качества работы учебных заведений. И строго спросить с каждого ректора, держать во главе угла именно этот аспект, причем в обязательном порядке, по таким вопросам, как набор первокурсников, их адаптация, качество учебных лекций, практических занятий, организация производственных практик, защита курсовых и дипломных работ плюс искоренение любого проявления мздоимства и халтуры в работе.

Корреспондент:
— Спасибо за интервью, уважаемый Борис Хамитович!


  • Автор: admin
  • Создано: Май 30th, 2016
  • Просмотрено: 250