Теория усиления Скиннера
Согласно теории Б. Скиннера, поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Люди извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и избегать заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.
Схематически механизм поведения, согласно Б. Скиннеру, можно изобразить так: Стимулы — поведение — последствия — будущее поведение.
Согласно этой модели наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то учащийся будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Многократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.
Применяя теорию Б. Скиннера на практике, преподаватель должен предвидеть, как влияют на учащихся последствия выполнения данных им заданий, и ставить перед ними вполне достижимые цели, реализация которых может вызвать у них позитивный психологический эффект.
Практические советы для преподавателей (согласно теории усиления мотивации Б. Скиннера):
- Не вознаграждайте всех одинаково. Одинаковое для всех вознаграждение поощряет плохую или среднюю работу.
- Неполучение вознаграждения также является фактором воздействия на учащихся. Преподаватели могут влиять на учащихся, как действием, так и бездействием. Например, если человек, заслуживающий похвалы, не получит ее, то в следующий раз он будет работать хуже.
- Четкое определение стандартов деятельности позволяет учащимся своевременно и правильно ориентировать собственное поведение на получение вознаграждения и улучшить достижения.
- Не наказывайте студентов в присутствии других членов группы, особенно хорошо им знакомых. Публичное наказание может стать причиной обиды на преподавателя не только пострадавшего, но и других членов группы.
- При вознаграждении учащихся будьте честны и справедливы. Последствия любого поведения должны быть адекватны ему. Люди должны получать такое вознаграждение, которое заслужили.
Теория справедливости С. Адамса
Каждый человек стремится к равновесию между “входом” и “выходом”, усилиями и вознаграждением. Главным критерием оценки равновесия, баланса расходов и доходов является сравнение этих показателей с показателями у других студентов, выполняющих аналогичную работу.
Каждый человек сравнивает соотношение своего вознаграждения и затрат с соотношением их у других и в результате сравнения оценивает, была проявлена к нему справедливость или несправедливость.
Несправедливость может существовать как в форме недооценки (она переносится острее и вызывает возмущение), так и переоценки (у нормального человека при этом возникает чувство вины).
Чувство несправедливости приводит человека к психологическому напряжению (фрустрации), острота которого определяется величиной неравенства. Напряжение, в свою очередь, вызывает определенную поведенческую реакцию, направленную на устранение неравенства и несправедливости!!!
Общие рекомендации для преподавателей:
- Преподаватели должны систематически наблюдать за восприятием студентов соотношения их вклада и вознаграждения и предотвращать формирование чувства несправедливости.
- Критерии оценки должны быть изложены в понятной форме и сообщены всем еще до начала работы (баллы).
- Студентов больше интересует не степень их собственного вознаграждения, а вознаграждение по сравнению с другими членами группы.
- Следует избегать вознаграждений, не соответствующих самооценке студента, как в сторону занижения, так и в сторону завышения, ибо те и другие, хотя и в разной степени, негативно влияют на мотивацию.
Теория ожиданий В. Врума
Согласно теории ожиданий В. Врума, мотивация зависит от ожиданий, связанных с тем, что определенное поведение или определенные действия приведут к определенному результату.
Теория ожиданий вводит три понятия, лежащих в основе мотивационных механизмов человеческого поведения: 1. Ожидания того, что усилия приведут к поставленной цели или к желательному результату. 2. Инструментальность — понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата является основным условием (инструментом) для получения вознаграждения. 3. Валентность — значимость вознаграждения для работника. Ожидания, согласно этой модели, можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов: · затраты — результаты; · результаты — вознаграждение; · валентность (удовлетворённость вознаграждением). Чтобы поддерживать мотивацию на высоком уровне, поощрения должны быть достаточно значимыми и ценными. Некоторых людей мотивирует возможность признания, для других важнее стабильность в работе и уверенность в завтрашнем дне, для третьих – решение интересных творческих задач. Если конкретный стимул не интересен, то вряд ли можно ожидать, что его мотивация будет высокой. Из теории Врума следует, что сила мотивации работника определяется его восприятием предстоящей работы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы формировать высокую мотивацию, используя как подсказку три элемента системы Врума. Для этого надо: 1. четко ставить цели и оказывать своевременную помощь в их достижении; 2. внушить уверенность в том, что он получит вознаграждение за проделанную работу; показать, как именно его усилия и результаты будут вознаграждены 3. предложить наиболее привлекательные для него вознаграждения, Теория ожиданий В. Врума очень практична, она дает много подсказок в отношении того, как можно повысить мотивацию учащихся. |