«Утверждаю»
проректор по учебной работе
Шадыканова Т.С.
_______________________
_________________2016 г.
Руководство
к составлению Учебно-методического комплекса для преподавателей ИСИТО
Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по всем формам обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований.
Основная цель создания УМК — предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям).
Разработчик УМК является ответственным за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и информационное обеспечение соответствующей дисциплины.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
- Cоответствовать Образовательным стандартам высшего
профессионального образования (ОС ВПО) и среднего профессионального образования (ОС СПО);
- предусматривать логически последовательное изложение учебного
материала;
- предполагать использование современных технологий и методов
обучения, технических и наглядных средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной
области;
- распространять межпредметные связи;
- обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и студентов;
- руководствоваться настоящими рекомендациями по составлению УМК.
Учебно-методический комплекс по дисциплине составляется на 3 года, список литературы обновляется ежегодно.
Содержание и структура учебно-методического комплекса
- Титульный лист (форма № 1, прилагается);
- Карта учебно-методического обеспечения (форма №2, прилагается);
- Введение;
- Программа курса (название тем и ключевые слова);
- Методическая разработка лекций по дисциплине (краткий курс лекций, презентации);
- Методическая разработка аудиторных форм работы (практические занятия, лабораторные занятия, семинары, коллоквиумы и т.д.);
- Список основной и дополнительной литературы с указанием распределения учебной литературы (форма №3);
- Контролирующие материалы:
— тестовые задания (или другие формы) для текущего (входного и выходного) контроля;
— тестовые задания (или другие виды заданий) для промежуточного контроля;
— перечень контрольных вопросов (экзамен, зачет).
- Темы для самостоятельной работы студентов (по каждой дисциплине);
- Тематика курсовых работ (проектов),
- Критерии баллов — рейтинговой оценки знаний и умений студентов (общие по всем дисциплинам). Форма № 4 прилагается;
- Приложения (наглядные пособия, таблицы, методические разработки и др.).
- Материально — техническое обеспечение дисциплины.
Характеристика и рекомендации по содержанию разделов УМК
- Титульный лист. В целях организационного обеспечения, создания и
развития учебно-методических комплексов предусматривается введение единой формы титульного листа учебно-методического комплекса учебной дисциплины. (Форма №1).
- Карта учебно-методического обеспечения. (Форма№2).
. Предполагается указание организационных компонентов, которые должны полностью соответствовать учебному плану.
- Введение. Составляется аннотация с указанием цели, задач, компетенций курса (3-5 стр.):
-Цели и задачи освоения дисциплины должны соответствовать общим целям ООП ВПО и СПО.
— Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно ОС ВПО и СПО, для которых предназначен УМК.
— Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Этим определяется система методов обучения.
Общекультурные компетенции (ОК): Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере и др.
— (ОК-указать конкретно в рамках дисциплины).
Профессиональные компетенции (ПК): Профессиональные компетенции в образовании включают совокупность знаний, навыков и умений по определенному кругу предметов и процессов, приобретенных благодаря обучению. Эти знания и опыт ориентированы на участие личности в процессе образования и способствуют интеграции в общество.
— (ПК-указать конкретно в рамках дисциплины).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: что?
Уметь: что?
Владеть: чем?
При разработке компетентностной модели должны учитываться не только компетенции, обозначенные в ООП, но и объекты, и виды профессиональной деятельности, указанные в ОС.
Допускается установление дополнительных конечных и промежуточных целей в виде компетенций, не входящих в перечень требований ГОС (компетенции, устанавливаемые институтом), при условии полного выполнения требований соответствующего ГОС в отношении компетенций. Введение дополнительных компетенций должно быть обосновано предложениями работодателей, обучающихся, партнерских учебных заведений, включая зарубежные (например, для синхронизации учебного процесса) и т.п.
- Программа курса (название тем и ключевые слова)
Программа учебной дисциплины (или программы для разных форм обучения) должна содержать объем дисциплины, название тем дисциплины, виды занятий с указанием методов и форм организации, а также образовательных технологий различных видов обучения. Для реализации компетентностного подхода необходимо предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Интерактивные методы обучения – это методы, построенные на коммуникации людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
К интерактивным относят, таким образом, не все методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. К интерактивным методам обучения относятся, например: компьютерная симуляция, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
К активным методам обучения относятся, например: проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум; кейс-стади; портфолио.
Технологии обучения означают системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения образовательных целей. Например: личностно-ориентированное развивающее обучение, технология саморазвития, компьютерные технологии, игровые технологии, проблемное обучение и многие другие.
- Методическая разработка лекций по дисциплине (краткий курс лекций, презентации)
Содержание методической разработки лекции должно четко соответствовать теме и цели. В ней должна быть представлена наиболее рациональная организация лекции, эффективности методов и методических приемов с применением современных технических и информационных средств обучения. Материал должен быть систематизирован максимально просто и четко. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным.
Структура методической разработки лекции должна включать: введение с указанием цели и задач, основную часть, заключение, список использованных источников, глоссарий, приложение.
- Методическая разработка аудиторных форм работы (практические занятия, лабораторные занятия, семинары, коллоквиумы и т.д.)
— разработка Технологической карты занятия (семинара, коллоквиума и т. п.) с указанием отведенного времени: организационный момент; мотивация и актуализация занятия; формулировка цели и задач занятия; определение темы и формы занятия; содержательная часть; самостоятельная работа студентов; подведение итогов; выводы и заключение.
— указать цели занятия: обучающие – ; Студент должен знать –; Студент должен уметь – ; Воспитательная — ; Развивающая-; внутридисциплинарные связи — ; Междисциплинарные связи — .
— список основной и дополнительной литературы;
— глоссарий (небольшой словарь, который должен содержать основные ключевые термины и понятия, изучаемые на конкретном занятии. Глоссарий поможет преподавателю более эффективно обеспечить запоминание студентами профессиональных терминов и понятий);
— приложение.
Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: карточки-задания, схемы, тесты, поуровневые задания и т.п.
- Список основной и дополнительной литературы с указанием распределения учебной литературы (Форма № 3)
В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке к занятиям источниках – учебники, научные статьи, монографии, художественная литература, учебно-методические пособия, электронные ресурсы. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам: фамилия автора и его инициалы; заглавие; выходные данные (место издания, издательство, год издания, количество страниц). При составлении списка литературы необходимо учитывать академическую содержательность издания, его актуальность, доступность, желательно наличие в библиотеке института.
- Контролирующие материалы
Контролирующие материалы охватывают основные темы дисциплины с целью определить уровень усвоения студентами профессионально-ориентированного материала. Задания должны быть представлены в разных формах, в доступном и понятном изложении. Приводятся контрольные вопросы и образцы заданий для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Темы для самостоятельной работы студентов (по каждой дисциплине);
Описываются виды самостоятельной работы студентов, порядок их выполнения и контроля, дается учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины. Указываются темы эссе, рефератов, контрольных работ и др.
Предлагаются методические указания для студентов с описанием основных разделов дисциплин, с примерами решения задач (если это необходимо), описанием лабораторных работ (если они имеются), регламентацией самостоятельной работы студентов.
- Тематика курсовых работ (проектов).
Темы курсовых работ должны соответствовать основному
предметному курсу, содержать актуальные и содержательные исследовательские направления. Тематика курсовых работ обновляется ежегодно и утверждается на заседании кафедры.
- Критерии баллов — рейтинговой оценки знаний и умений студентов (общие по всем дисциплинам). Форма №4 прилагается;
- Приложения (наглядные пособия, таблицы, методические разработки и др.).
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Описывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины: компьютерное и мультимедийное оборудование, приборы и оборудование учебного назначения, прикладные обучающие программы, видео-аудиовизуальные средства обучения и другое.
Форма № 1 Титульный лист
Министерство образования и науки КР
Институт современных информационных технологий в образовании (ИСИТО)
«Согласовано» «Утверждаю»
Зав. учебно-методическим отделом Проректор по учебной работе
Ниязова Э.А. Шадыканова Т.С. ________________________ _______________________
——————————- ——————————-
20 г. 20 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
(название дисциплины)
Разработчик (должность) ____________ ______________
ФИО____ ___________________________
Заведующий кафедрой _____ ____________________
ФИО_____________________
Принято на заседании кафедры ___ _______20__г. ___ число месяц
№ протокола _____ ________
_________________________подпись
Форма №2
Карта учебно-методического обеспечения
Дисциплины _____________________________________________________________________ Направление (специальность) _______________________________________________________
Формы обучения ___________________________________
Курс_______ Семестр_____________
Часов: всего __________, лекций __________, практ. зан. _________, лаб. раб.________ ____________,
СРС и виды индивидуальной работы (курсовая работа, проект ) ______________________________________
Обеспечивающая кафедра ___________________________________________________________
Форма №3
Обеспечение дисциплины учебными изданиями
№ | Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол.стр.)
|
Вид занятия, в котором используется
|
Кол.экз. в библиотеке ИСИТО | примечание |
Примечания:
- Карта учебно-методического обеспечения (УМО) составляется совместно для дисциплин дневного и заочного обучения.
- Название дисциплины берется из рабочего учебного плана текущего учебного года.
- В таблицу 1 входят (не более пяти изданий из списка основной литературы рабочей программы дисциплины):
— учебники и учебные пособия с грифом Минобразования .
— учебные издания ИСИТО, допущенные к использованию Учёным советом.
— дополнительная литература (не более трех изданий из списка дополнительной литературы рабочей программы дисциплины):.
Форма №4
Критерии баллов — рейтинговой оценки знаний и умений студентов
(общие по всем дисциплинам).
№ | Вид контроля | Форма контроля | Количество баллов | примечание |
1 | Текущий контроль
(модуль 1) |
тестирование | 20 | |
2 | Текущий контроль
(модуль 2) |
тестирование | 20 | |
3 | Итоговый контроль
(зачет, экзамен) |
Письменный или устный | 30 | |
4 | Самостоятельная работа студентов | Проверка заданий | 30 | |
5 | Рейтинг дисциплины | 100 баллов |
Рассмотрено и утверждено на заседании
УМС ИСИТО: протокол №1 от 12.12.2016
Секретарь УМС
Шейшенбекова А.А _______________