Institute of Modern Information Technologies in Education

Don't get tired of doing good - Жакшылык жерде калбайт

Руководство к составлению Учебно-методического комплекса для преподавателей ИСИТО


«Утверждаю»

проректор по учебной работе

Шадыканова Т.С.

_______________________

_________________2016 г.

Руководство

к составлению Учебно-методического комплекса для преподавателей ИСИТО

Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по всем формам обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований.

Основная цель создания УМК — предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям).

Разработчик УМК является ответственным за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и информационное обеспечение соответствующей дисциплины.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  • Cоответствовать Образовательным стандартам высшего

профессионального образования (ОС ВПО) и среднего профессионального образования (ОС СПО);

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного

материала;

  • предполагать использование современных технологий и методов

обучения, технических и наглядных средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

  • соответствовать современным научным представлениям в предметной

области;

  • распространять межпредметные связи;
  • обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и студентов;
  • руководствоваться настоящими рекомендациями по составлению УМК.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составляется на 3 года, список литературы обновляется ежегодно.

Содержание и структура учебно-методического комплекса

  1. Титульный лист (форма № 1, прилагается);
  2. Карта учебно-методического обеспечения (форма №2, прилагается);
  3. Введение;
  4. Программа курса (название тем и ключевые слова);
  5. Методическая разработка лекций по дисциплине (краткий курс лекций, презентации);
  6. Методическая разработка аудиторных форм работы (практические занятия, лабораторные занятия, семинары, коллоквиумы и т.д.);
  7. Список основной и дополнительной литературы с указанием распределения учебной литературы (форма №3);
  8. Контролирующие материалы:

— тестовые задания (или другие формы) для текущего (входного и выходного) контроля;

— тестовые задания (или другие виды заданий) для промежуточного контроля;

— перечень контрольных вопросов (экзамен, зачет).

  1. Темы для самостоятельной работы студентов (по каждой дисциплине);
  2. Тематика курсовых работ (проектов),
  3. Критерии баллов — рейтинговой оценки знаний и умений студентов (общие по всем дисциплинам). Форма № 4 прилагается;
  4. Приложения (наглядные пособия, таблицы, методические разработки и др.).
  5. Материально — техническое обеспечение дисциплины.

 

 

Характеристика и рекомендации по содержанию разделов УМК

 

  1. Титульный лист. В целях организационного обеспечения, создания и

развития учебно-методических комплексов предусматривается введение единой формы титульного листа учебно-методического комплекса учебной дисциплины. (Форма №1).

  1. Карта учебно-методического обеспечения. (Форма№2).

. Предполагается указание организационных компонентов, которые должны полностью соответствовать учебному плану.

 

  1. Введение. Составляется аннотация с указанием цели, задач, компетенций курса (3-5 стр.):

-Цели и задачи освоения дисциплины должны соответствовать общим целям ООП ВПО и СПО.

— Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно ОС ВПО и СПО, для которых предназначен УМК.

Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Этим определяется система методов обучения.

Общекультурные компетенции (ОК): Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере и др.

— (ОК-указать конкретно в рамках дисциплины).

Профессиональные компетенции (ПК): Профессиональные компетенции в образовании включают совокупность знаний, навыков и умений по определенному кругу предметов и процессов, приобретенных благодаря обучению. Эти знания и опыт ориентированы на участие личности в процессе образования и способствуют интеграции в общество.

— (ПК-указать конкретно в рамках дисциплины).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: что?

Уметь: что?

Владеть: чем?

При разработке компетентностной модели должны учитываться не только компетенции, обозначенные в ООП, но и объекты, и виды профессиональной деятельности, указанные в ОС.

Допускается установление дополнительных конечных и промежуточных целей в виде компетенций, не входящих в перечень требований ГОС (компетенции, устанавливаемые институтом), при условии полного выполнения требований соответствующего ГОС в отношении компетенций. Введение дополнительных компетенций должно быть обосновано предложениями работодателей, обучающихся, партнерских учебных заведений, включая зарубежные (например, для синхронизации учебного процесса) и т.п.

  1. Программа курса (название тем и ключевые слова)

Программа учебной дисциплины (или программы для разных форм обучения) должна содержать объем дисциплины, название тем дисциплины, виды занятий с указанием методов и форм организации, а также образовательных технологий различных видов обучения. Для реализации компетентностного подхода необходимо предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Интерактивные методы обучения – это методы, построенные на коммуникации людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

К интерактивным относят, таким образом, не все методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. К интерактивным методам обучения относятся, например: компьютерная симуляция, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

К активным методам обучения относятся, например: проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум; кейс-стади; портфолио.

Технологии обучения означают системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения образовательных целей. Например: личностно-ориентированное развивающее обучение, технология саморазвития, компьютерные технологии, игровые технологии, проблемное обучение и многие другие.

 

 

  1. Методическая разработка лекций по дисциплине (краткий курс лекций, презентации)

Содержание методической разработки лекции должно четко соответствовать теме и цели. В ней должна быть представлена наиболее рациональная организация лекции, эффективности методов и методических приемов с применением современных технических и информационных средств обучения. Материал должен быть систематизирован максимально просто и четко. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным.

Структура методической разработки лекции должна включать: введение с указанием цели и задач, основную часть, заключение, список использованных источников, глоссарий, приложение.

 

  1. Методическая разработка аудиторных форм работы (практические занятия, лабораторные занятия, семинары, коллоквиумы и т.д.)

— разработка Технологической карты занятия (семинара, коллоквиума и т. п.) с указанием отведенного времени: организационный момент; мотивация и актуализация занятия; формулировка цели и задач занятия; определение темы и формы занятия; содержательная часть; самостоятельная работа студентов; подведение итогов; выводы и заключение.

— указать цели занятия: обучающие – ; Студент должен знать –; Студент должен уметь – ; Воспитательная — ; Развивающая-; внутридисциплинарные связи — ; Междисциплинарные связи — .

— список основной и дополнительной литературы;

— глоссарий (небольшой словарь, который должен содержать основные ключевые термины и понятия, изучаемые на конкретном занятии. Глоссарий поможет преподавателю более эффективно обеспечить запоминание студентами профессиональных терминов и понятий);

— приложение.

Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: карточки-задания, схемы, тесты, поуровневые задания и т.п.

 

  1. Список основной и дополнительной литературы с указанием распределения учебной литературы (Форма № 3)

В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке к занятиям источниках – учебники, научные статьи, монографии, художественная литература, учебно-методические пособия, электронные ресурсы. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам: фамилия автора и его инициалы; заглавие; выходные данные (место издания, издательство, год издания, количество страниц). При составлении списка литературы необходимо учитывать академическую содержательность издания, его актуальность, доступность, желательно наличие в библиотеке института.

  1. Контролирующие материалы

 

Контролирующие материалы охватывают основные темы дисциплины с целью определить уровень усвоения студентами профессионально-ориентированного материала. Задания должны быть представлены в разных формах, в доступном и понятном изложении. Приводятся контрольные вопросы и образцы заданий для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

 

  1. Темы для самостоятельной работы студентов (по каждой дисциплине);

Описываются виды самостоятельной работы студентов, порядок их выполнения и контроля, дается учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины. Указываются темы эссе, рефератов, контрольных работ и др.

Предлагаются методические указания для студентов с описанием основных разделов дисциплин, с примерами решения задач (если это необходимо), описанием лабораторных работ (если они имеются), регламентацией самостоятельной работы студентов.

 

  1. Тематика курсовых работ (проектов).

 

Темы курсовых работ должны соответствовать основному

предметному курсу, содержать актуальные и содержательные исследовательские направления. Тематика курсовых работ обновляется ежегодно и утверждается на заседании кафедры.

  1. Критерии баллов — рейтинговой оценки знаний и умений студентов (общие по всем дисциплинам). Форма №4 прилагается;

  1. Приложения (наглядные пособия, таблицы, методические разработки и др.).

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Описывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины: компьютерное и мультимедийное оборудование, приборы и оборудование учебного назначения, прикладные обучающие программы, видео-аудиовизуальные средства обучения и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма № 1 Титульный лист

Министерство образования и науки КР

Institute of Modern Information Technologies in Education (ИСИТО)

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Зав. учебно-методическим отделом Проректор по учебной работе

Ниязова Э.А. Шадыканова Т.С. ________________________ _______________________

 

——————————- ——————————-

20 г. 20 г.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

(название дисциплины)

Разработчик (должность) ____________ ______________

ФИО____ ___________________________

Заведующий кафедрой _____ ________­­­­­­­­­­­­­____________

ФИО_____________________

Принято на заседании кафедры ___ _______20__г. ___­­­­­­­­­ число месяц

№ протокола _____ ________

_________________________подпись

Форма №2

Карта учебно-методического обеспечения

Дисциплины _____________________________________________________________________ Направление (специальность) _______________________________________________________

Формы обучения ___________________________________

Курс_______ Семестр_____________

Часов: всего __________, лекций __________, практ. зан. _________, лаб. раб.________ ____________,

СРС и виды индивидуальной работы (курсовая работа, проект ) ______________________________________

Обеспечивающая кафедра ___________________________________________________________

 

 

Форма №3

 

Обеспечение дисциплины учебными изданиями

 

 

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол.стр.)

 

Вид занятия, в котором используется

 

Кол.экз. в библиотеке ИСИТО примечание
         

 

Примечания:

  1. Карта учебно-методического обеспечения (УМО) составляется совместно для дисциплин дневного и заочного обучения.
  2. Название дисциплины берется из рабочего учебного плана текущего учебного года.
  3. В таблицу 1 входят (не более пяти изданий из списка основной литературы рабочей программы дисциплины):

— учебники и учебные пособия с грифом Минобразования .

— учебные издания ИСИТО, допущенные к использованию Учёным советом.

— дополнительная литература (не более трех изданий из списка дополнительной литературы рабочей программы дисциплины):.

Форма №4

Критерии баллов — рейтинговой оценки знаний и умений студентов

(общие по всем дисциплинам).

 

Вид контроля Форма контроля Количество баллов примечание
1 Текущий контроль

(модуль 1)

тестирование 20  
2 Текущий контроль

(модуль 2)

тестирование 20  
3 Итоговый контроль

(зачет, экзамен)

Письменный или устный 30  
4 Самостоятельная работа студентов Проверка заданий 30  
5 Рейтинг дисциплины   100 баллов  

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании

УМС ИСИТО­­­: протокол №1 от 12.12.2016

Секретарь УМС

Шейшенбекова А.А _______________

 


  • Автор: admin
  • Создано: Октябрь 31st, 2017
  • Просмотрено: 3591
Alexa Seleno
@alexaseleno